ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 83 от 10 марта 2020 г
10.03.2020
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛАБОЛИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.03.2020 № 83 с. Шелаболиха
Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие сельских поселений Шелаболихинского района Алтайского края» на 2020-2025 годы
В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики, на основании части 1 статьи 53 Устава района ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить муниципальную программу «Комплексное развитие сельских поселений Шелаболихинского района Алтайского края» на 2020-2025 годы (приложение). 2. Поручить информационно - методическому отделу управления Делами Ад- министрации района разместить настоящее постановление на сайте Администрации Шелаболихинского района в информационно-телекоммуникационной сети интернет. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации района, начальника управления Администрации район по экономике Агафонову И.Н. Приложение: на 21 л. в 1 экз.
Глава района А.Н. Шушунов
Приложение к постановлению Администрации Шелаболихинского района от 10.03.2020 № 83
Муниципальная программа «Комплексное развитие сельских поселений Шелаболихинского района Алтайского края» на 2020-2025 годы (далее - Программа)
На территории Шелаболихинского района располагается 21населенный пункт, в которых проживает 12708 человек, из них 5597 численность экономически активного населения. Из 21 населенного пункта 13 имеют численность до 500 человек. Территория Шелаболихинского района составляет 254,9 тыс. га, из которых 173,6 тыс.га приходится на земли сельхозназначения. В структуре земель сельскохозяйственного назначения 79,6 тыс.га занимает пашня. Сельское хозяйство является системообразующей отраслью Шелаболихинского района. Район является одним из немногих районов Алтайского края, аграрный потенциал которого позволяет в полном объеме обеспечить внутренний спрос практически на все основные виды продовольственной продукции. Сельскохозяйственной деятельностью в районе занимаются 8 хозяйств различной формы собственности, 30 фермеров и индивидуальных предпринимателей. Основными отраслями сельскохозяйственного производства района по праву считаются зерновое производство, молочное и мясное животноводство. Район сохраняет высокие показатели в агропромышленном комплексе и занимает лидирующие позиции по производству молока, высококачественных сыров, сливочного масла, гречневой крупы и других важных продуктов. Промышленное производство локализовано в основном в районном центре с. Шелаболиха. Основу промышленности Шелаболихинского района составляют обрабатывающие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: ООО «Кипринский маслосырзавод», ИП «Чайковская Р.А., ООО «Дары Полей». Кроме того имеются промышленные подсобные производства в сельхозпредприятиях и других организациях района. Основная номенклатура выпускаемой промышленной продукции: сыры жирные, мясо, включая субпродукты, масло животное, хлеб, колбасные изделия, мясные консервы, крупа. В районе имеется не малый потенциал дальнейшего развития предприятий переработки сельхозпродукции, строительных материалов, изделий из древесины. Потребительский рынок товаров и услуг. Розничной торговлей в районе занимаются субъекты малого предпринимательства и предприятия потребительской кооперации. В 2019 году количество действующих магазинов составило 92 ед., торговой площадью 6898,6 м2. Основные группы непродовольственных товаров представлены: бытовой химией, парфюмерией, мебелью, швейными товарами, хозяйственными товарами, электрической бытовой техникой, строительными товарами. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 542,9 м2. В 4 населенных пунктах из 21 отсутствуют торговые точки по причине малой численности жителей сел (п. Малиновка, д. Сакмарино, д. Сибирка, с. Новоселовка). Но производится выездное обслуживание из ближайших сел. В районе функционируют 4 предприятий общественного питания на 170 посадочных мест: 3 кафе, 1 столовая. Во всех школах района функционируют столовые. В сельхозпредприятиях в летний период открываются столовые, обслуживающие полеводов и животноводов. Оказываемые виды бытовых услуг: услуги парикмахерских, техобслуживание и ремонт транспорта, ремонт и обслуживание бытовых машин и приборов, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, ремонт и пошив швейных изделий. В районе востребованы услуги: сантехнического ремонта, досмотра за детьми, по уходу за людьми пожилого возраста, ремонта и пошива обуви, капитального ремонта жилищных помещений. Малое предпринимательство. Малый бизнес в Шелаболихинском районе представлен 248 субъектами малого и среднего предпринимательства. В малом бизнесе работает 1547 человек, это 27,8 % от числа работников, занятых в экономике района. Доля поступлений от малого и среднего бизнеса в общем объеме налоговых и неналоговых поступлений 15,5%. Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности представлена в следующем виде: розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 33%, транспорт и связь - 13%, сельское хозяйство - 19%, обрабатывающие производства – 2 %, строительство – 2% и прочие виды экономической деятельности. Основная часть предпринимательства в районе сосредоточена в районном центре – с. Шелаболиха. Активно работает универсальный рынок в с. Шелаболиха, торговой площадью 443,7 кв.м. на 25 торговых мест, который значительно покрывает потребности населения района в товарах повседневного спроса, одежды, обуви и прочих услуг. Вместе с тем у населения сельских территорий остро стоит вопрос нехватки оказываемых им бытовых услуг. Необходимо расширять как сеть бытовых услуг, так и их виды. В дальнейшем требуется расширение присутствия малого бизнеса во всех отраслях экономики района. Образование. Система образования Шелаболихинского района представлена 7 общеобразовательными учреждениями, в состав которых входят 5 филиалов и 5 дошкольных групп; 1 дошкольной образовательной организацией с тремя филиалами; Центр детского творчества и Детская юношеская спортивная школа. На базе МБОУ «Кучукская СОШ» и МБОУ «Инская СОШ» работают группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста, которые посещают 23 ребенка. Услуги дошкольного образования получали 430 детей. Процент охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%. Досуговая деятельность детей района осуществляется через МБУДО «Шелаболихинский ЦДТ», МКУ ДО «Шелаболихинская ДЮСШ», МКУ ДО «Шелаболихинская детская школа искусств». Культура. Сеть учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры Шелаболихинского района представлена двумя учреждениями - МКУК «Многофункциональный культурный центр» Шелаболихинского района Алтайского края, имеющем в своей структуре районный культурно-досуговый центр, 8 обособленных структурных подразделений – филиалов на территориях сельсоветов, организационно-методический центр, межпоселенческую централизованную библиотечную систему с 12 филиалами, Шелаболихинский районный музей, и МКУДО «Шелаболихинская детская школа искусств», имеющая в структуре филиал в с. Крутишка. В учреждениях культуры Шелаболихинского района работает 61 клубное формирование, в которых задействовано 850 участников, в том числе 56 клубных формирований для детей и подростков (678 участников). Физическая культура и спорт. В Шелаболихинском районе имеется: 23 плоскостных спортивных сооружения, из них 2 стадиона, 14 спортивных залов, 3 стрелковых тира, 4 хоккейных коробки. В МКУ ДО «Шелаболихинская ДЮСШ» занимается 345 учащихся, в том числе дошкольники и студенты. Общее число занимающихся физической культурой и спортом – 5313 человек, что составляет 45,2 % от численности населения района от 3 до 79 лет. В районе сокращается численность населения, преобладает низкий уровень развития социальной инфраструктуры, с каждым годом снижается среднесписочная численность работников сельхозпредприятий района. Сложившаяся в сельской местности ситуация препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития района, создания новых рабочих мест. Основными проблемами в сфере демографического развития о района являются: - низкий уровень рождаемости, не восполняющий естественные потери населения; - высокий уровень смертности населения; - низкие показатели продолжительности жизни населения (общероссийская тенденция); - увеличение доли лиц старшего возраста со снижением удельного веса населения трудоспособного возраста, и, как следствие, увеличение коэффициента демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. Демографические процессы последних лет повлияли на возрастную структуру населения – происходит общее старение населения, что является общероссийской проблемой. В свою очередь старение населения ведет к снижению показателя трудового потенциала экономики Численность трудовых ресурсов по отношению к 2011 году сократилась на 348 человек и составило 11,1 тыс. человек. Сложные условия труда в сельском хозяйстве не способствуют привлечению на работу и закреплению на сельхозпроизводстве рабочих и специалистов, выпускников сельскохозяйственных учебных заведений. Уровень и качество жизни сельского населения напрямую зависят от состояния и обеспеченности жильём, инженерной инфраструктуры, социальными объектами. Одним из важнейших факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в той или иной местности, является обеспеченность и благоустройство жилого фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортной доступности, развитие культурных, социальных и спортивных объектов. Важным условием закрепления работоспособного населения и молодежи в сельской местности является улучшение жилищных условий.
2.1 Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы
Приоритетами программы являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
2.2 Цель и задачи Программы Целями программы являются: повышение устойчивости развития экономики и качества жизни населения района; развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства; содействие занятости сельского населения; создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан в реализации инициативных проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Достижение целей будет обеспечено решением следующих задач: создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения; придание современного облика сельским территориям развитие социальной инфраструктуры, создание комфортной среды жизни, повышение качества услуг образования, культуры, здравоохранения; повышение уровня обустройства населенных пунктов расположенных в сельской местности объектами инженерной инфраструктуры
2.3 Конечные результаты программы Реализация муниципальной программы обеспечит достижение следующих положительных результатов: повышение уровня комфортности жизни населения; обеспечение доступным и комфортным жильем сельского населения; увеличение количества населенных пунктов, в которых реализованы проекты местных инициатив граждан, проживающих в районе, получивших грантовую поддержку. Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях приведены в приложении 1. 2.4 Сроки и этапы реализации программы Программа реализуется в период с 2020 по 2025 годы.
Перечень мероприятий муниципальной программы сформирован в соответствии с основными направлениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий Шелаболихинского района, возможностей бюджетного софинансирования мероприятий, комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий, на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования, разработанных в соответствии с документами территориального планирования. В муниципальной программе предлагается реализовать два блока мероприятий. Первый блок предполагает реализацию мероприятий по созданию условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения. Повышение доступности жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, предлагается осуществлять следующими способами: предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья; предоставление субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, передаваемого впоследствии гражданам по договорам найма с правом последующего выкупа; предоставление гражданам ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья по льготной ставке; предоставление гражданам потребительских кредитов (займов) на повышение инженерного благоустройства домовладений по льготной ставке; предоставление субсидий на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок под компактную жилищную застройку. Второй блок мероприятий муниципальной программы направлен на создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях. Указанное программное направление включает в себя развитие газификации и водоснабжения поселений, сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, благоустройство сельских территорий. Результатами работы в рамках указанного программного направления мероприятий должны выступать повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, доведение уровня комфорта жизни сельского населения до городского. Разработка планируемых к реализации проектов комплексного развития сельских территорий, должна предусматривать набор мероприятий, обеспечивающий возможность получения доступа благополучателей к создаваемым объектам инфраструктуры. В части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта) предусматривается проведение мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также созданию и обновлению материально-технической базы соответствующих объектов. С учетом особенностей сельских территорий, а также в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, предполагается реализовывать социокультурные комплексы, интегрирующие на своей платформе учреждения различной направленности. Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.
Финансирование программы осуществляется за счет средств: районного бюджета – в соответствии с решением Совета депутатов Шелаболихинского района о районном бюджете на соответствующий финансовый год; краевого бюджета – в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; федерального бюджета – в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период; внебюджетных источников – в соответствии с заявленными проектами. Средства на реализацию программы из федерального, краевого и районного бюджетов выделяются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов. Общий объем финансирования за счет всех источников – 241 823,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год – 32955,0 тыс. руб.; 2021 год – 28424,0 тыс. руб.; 2022 год – 68074,0 тыс. руб.; 2023 год – 19470,0 тыс. руб.; 2024 год – 84170,0 тыс. руб.; 2025 год – 8730,0 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета– 31980,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год – 4210,4 тыс. руб.; 2021 год – 4849,4 тыс. руб.; 2022 год – 6709,4 тыс. руб.; 2023 год – 7029,4 тыс. руб.; 2024 год – 5854,4 тыс. руб.; 2025 год - 3327,2 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета – 190 860,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год – 23047,6 тыс. руб.; 2021 год – 20853,6 тыс. руб.; 2022 год– 58342,6 тыс. руб.; 2023год – 10723,0 тыс. руб.; 2024 год – 73847,6 тыс. руб.; 2025 год – 4041,8 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов –11044,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год – 3946,0 тыс. руб.; 2021 год – 1472,0 тыс. руб.; 2022 год – 1739,0 тыс. руб.; 2023 год – 544,0 тыс. руб.; 2024 год – 2874,0 тыс. руб.; 2025 год – 469,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников – 7938,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год – 1751,0 тыс. руб.; 2021 год – 1249,0 тыс. руб.; 2022 год – 1283,0 тыс. руб.; 2023 год – 1169,0 тыс. руб.; 2024 год – 1594,0 тыс. руб.; 2025 год – 892,0 тыс. руб.;
Сводные финансовые затраты по направлениям программы приведены в приложении 3.
5 Состав, формы и сроки предоставления отчетности о ходе реализации мероприятий Программы Текущее управление, контроль за реализацией Программы и внесение изменений осуществляет ответственный исполнитель. В целях управления и контроля за реализацией Программы осуществляется: текущий мониторинг реализации Программы на постоянной основе в течение всего срока реализации Программы (далее мониторинг); подготовка ежеквартального и годового отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы; размещение годового отчета, сводного годового отчета на официальном сайте Администрации Шелаболихинского района в сети Интернет. Мониторинг реализации Программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий Программы в установленные сроки, сведения о финансировании Программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов Программы. Ответственный исполнитель ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в отдел по экономике и инвестициям управления Администрации района по экономике отчет о ходе выполнения Программы, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию. Ответственный исполнитель в срок до 15 октября предоставляет на рассмотрение Главе района расчет и прогнозную оценку эффективности реализации Программы и аналитическую записку. По результатам прогнозной оценки эффективности реализации Программы Администрацией Шелаболихинского района не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта бюджета Шелаболихинского района на очередной финансовый год и плановый период в Совет депутатов, может быть принято решение: о целесообразности сохранения и продолжения Программы; о сокращении (увеличении) начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию Программы; о досрочном прекращении реализации Программы. В случае принятия решения о досрочном прекращении реализации Программы и при наличии заключенных во исполнение соответствующей Программы муниципальных контрактов, в бюджете района предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении. Ответственный исполнитель не позднее 3-х месяцев со дня вступления в силу решения о районном бюджете на очередной год, и внесения изменений в районный бюджет, вносит изменения в Программу. Окончательные изменения в Программу могут быть внесены не позднее 31 декабря текущего года. Ответственный исполнитель ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит годовой отчет о ходе выполнения Программы, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию, расчет эффективности реализации Программы Отдел экономики и инвестиций управления Администрации района по экономике с учетом информации, полученной от ответственных исполнителей, подготавливает и направляет Главе района сводный отчет об эффективности выполнения Программ. Годовой отчет о ходе реализации Программы подлежит размещению на официальном сайте Администрации Шелаболихинского района в сети Интернет. Ежеквартальный и годовой отчеты о реализации Программы должны содержать: а) аналитическую записку, в которой указываются: степень достижения запланированных результатов и намеченных целей Программы; общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования; распределение бюджетных расходов по целям, задачам и подпрограммам; оценку эффективности реализации Программы. б) данные об использовании средств бюджета Шелаболихинского района и средств иных привлекаемых для реализации Программы источников по каждому программному мероприятию и в целом по Программе; по мероприятиям, не завершенным в утвержденные сроки, - причины их невыполнения и предложения по дальнейшей реализации. По показателям, не достигшим запланированного уровня, приводятся причины невыполнения и предложения по их дальнейшему достижению.
Оценка эффективности Программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, целесообразности и адресности использования средств бюджетов всех уровней. Оценка эффективности Программы осуществляется согласно приложения № 2 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденному постановлением Администрации Шелаболихинского района от 29.06.2015 № 329. Сведения об индикаторах Программы и их значениях приведены в приложении 2.
Заведующий отделом по экономике и инвестициям управления Администрации района по экономике Е.В. Чеснакова
Приложение 2 к муниципальной программе «Комплексное развитие сельских поселений Шелаболихинского района Алтайского края » на 2020–2025 годы
Сведения об индикаторах муниципальной программы и их значениях
Заведующий отделом по экономике и инвестициям Управления Администрации района по экономике Е.В. Чеснакова
Приложение 3 к муниципальной программе «Комплексное развитие сельских поселений Шелаболихинского района Алтайского края » на 2020–2025 годы
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Заведующий отделом по экономике и инвестициям управления Администрации района по экономике Е.В. Чеснакова
|