Вернуться к обычному виду

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 455 от 28 сентября 2015 г

28.09.2015
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛАБОЛИХИНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 сентября 2015 г. № 455
с. Шелаболиха

Об утверждении Механизма оперативно-диспетчерского
управления в системе теплоснабжения на территории
Шелаболихинского района и Плана действий по ликвидации
последствий аварийных ситуаций в системе централизованного
теплоснабжения на территории Шелаболихинского района
-----В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103, частью 2 статьи 56 Устава района
ПОСТАНОВЛЯЮ:
-----1.-Утвердить Механизм оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории Шелаболихинского района (приложение № 1).
-----2.-Утвердить План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения на территории Шелаболихинского района (приложение № 2).
-----3.-Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Шелаболихинского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 
-----4.-Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации района, начальника управления Администрации района по экономике Агафонову И.Н.
-----Приложение: 1. На 4 л. в 1 экз.;
----------------------2. На 6 л. в 1 экз.

Исполняющий обязанности Главы Администрации района И.Н. Агафонова


Приложение № 1 к постановлению Администрации
Шелаболихинского района от 28.09.2015г. № 455

Механизм оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории Шелаболихинского района

1. Общие положения
1.1. Настоящий Механизм оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории Шелаболихинского района (далее по тексту –Положение) определяет взаимодействие оперативно-диспетчерских служб теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии по вопросам теплоснабжения (далее - потребители).
1.2. Основной задачей указанных организаций является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых сетей и систем теплопотребления, поддержание заданных режимов теплоснабжения, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на тепловых источниках, тепловых сетях и системах теплопотребления.
1.3. Все теплоснабжающие организации, обеспечивающие теплоснабжение Потребителей, должны иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские и аварийно-восстановительные службы. В организациях, штатными расписаниями которых такие службы не предусмотрены, обязанности оперативного руководства возлагаются на лицо, определенное соответствующим приказом.
1.4. Общую координацию действий оперативно-диспетчерских служб по эксплуатации локальной системы теплоснабжения осуществляет теплоснабжающая организация, по локализации и ликвидации аварийной ситуации - оперативно-диспетчерская служба или администрация той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
1.5. Для проведения работ по локализации и ликвидации аварий каждая организация должна располагать необходимыми инструментами, механизмами, транспортом, передвижными сварочными установками, аварийным восполняемым запасом запорной арматуры и материалов. Объем аварийного запаса устанавливается в соответствии с действующими нормативами, место хранения определяется руководителями соответствующих организаций. Состав аварийно-восстановительных бригад, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов утверждается руководителем организации.
1.6. В случае значительных объемов работ, вызывающих длительные перерывы в теплоснабжении, распоряжением Администрации района к восстановительным работам могут привлекаются другие предприятия поселений района.
2. Взаимодействие оперативно-диспетчерских служб при эксплуатации систем энергоснабжения
2.1. Ежедневно после приема смены (с 8.40 до 9.00 час. и с 20.40 до 21.00 час.), а также при необходимости в течение всей смены диспетчеры теплоснабжающих организаций осуществляют передачу ЕДДС Администрации района оперативной информации: о режимах работы теплоисточников и тепловых сетей; о корректировке режимов работы энергообъектов по фактической температуре, об аварийных ситуациях на вышеперечисленных объектах, влияющих на нормальный режим работы системы теплоснабжения.
2.2. ЕДДС Администрации района осуществляет контроль за соблюдением энергоснабжающими организациями утвержденных режимов работы систем теплоснабжения.
2.3. Для подтверждения планового отключения (изменения параметров теплоносителя) Потребителей диспетчерские службы теплоснабжающих организаций подают заявку в ЕДДС Администрации района и информируют Абонентов за 5 дней до намеченных работ.
2.4. Планируемый вывод в ремонт оборудования, находящегося на балансе Потребителей, производится с обязательным информированием ЕДДС Администрации района за 10 дней до намеченных работ, а в случае аварии - немедленно.
2.5. При проведении плановых ремонтных работ на водозаборных сооружениях, которые приводят к ограничению или прекращению подачи холодной воды на теплоисточники поселений района, диспетчер организации, в ведении которой находятся данные водозаборные сооружения, должен за 10 дней сообщить диспетчеру соответствующей энергоснабжающей организации и ЕДДС Администрации района об этих отключениях с указанием сроков начала и окончания работ.
При авариях, повлекших за собой длительное прекращение подачи холодной воды на котельные района, диспетчер теплоснабжающей организации вводит ограничение теплопотребления Потребителей вплоть до полного его прекращения в соответствии с утвержденным графиком ограничения и отключения теплоснабжения.
2.6. При проведении плановых или аварийно-восстановительных работ на электрических сетях и трансформаторных подстанциях, которые приводят к ограничению или прекращению подачи электрической энергии на объекты системы теплоснабжения, диспетчер организации, в ведении которой находятся данные электрические сети и трансформаторные подстанции, должен сообщать, соответственно, за 10 дней или немедленно диспетчеру соответствующей теплоснабжающей организации и ЕДДС Администрации района об этих отключениях с указанием сроков начала и окончания работ.
2.7. В случаях понижения температуры наружного воздуха до значений, при которых на теплоисточниках системы теплоснабжения не хватает теплогенерирующих мощностей, диспетчер теплоснабжающей организации по согласованию с Администрацией района вводит ограничение отпуска тепловой энергии Потребителям, одновременно извещая об этом ЕДДС Администрации района.
2.8. Включение новых объектов производится только по разрешению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзхор) и теплоснабжающей организации с одновременным извещением ЕДДС Администрации района.
2.9. Включение объектов, которые выводились в ремонт по заявке Потребителей, производится по разрешению администрации теплоснабжающих организаций по просьбе ответственного лица Потребителя, указанного в заявке. После окончания работ по заявкам оперативные руководители вышеуказанных предприятий и организаций сообщают ЕДДС Администрации района время начала включения.
3. Техническая документация
3.1. Документами, определяющими взаимоотношения оперативно-диспетчерских служб теплоснабжающих организаций и Потребителей тепловой энергии являются:
- настоящее Положение;
- План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения на территории Шелаболихинского района;
- действующая нормативно-техническая документация по технике безопасности и эксплуатации теплогенерирующих установок, тепловых сетей и теплопотребляющих установок;
- внутренние инструкции, касающиеся эксплуатации и техники безопасности этого оборудования, разработанные на основе настоящего Положения с учетом действующей нормативно-технической документации;
- утвержденные руководителями предприятий и согласованные с Администрации района схемы локальных систем теплоснабжения, режимные карты работы тепловых сетей и теплоисточников.
3.2. Внутренние инструкции должны включать детально разработанный оперативный план действий при авариях, ограничениях и отключениях Потребителей при временном недостатке тепловой энергии, электрической мощности или топлива на источниках теплоснабжения.
К инструкциям должны быть приложены схемы возможных аварийных переключений, указан порядок отключения отопления, опорожнения тепловых сетей и систем теплопотребления зданий, последующего их заполнения и включения в работу при разработанных вариантах аварийных режимов, должна быть определена организация дежурств и действий персонала при различных режимах теплоснабжения.
3.3. Конкретный перечень необходимой эксплуатационной документации в каждой организации устанавливается ее руководством.
3.4. Теплоснабжающие организации, Потребители, ЕДДС Администрации района ежегодно до 1 января обмениваются списками лиц, имеющих право на ведение оперативных переговоров. Обо всех изменениях в списках организации должны своевременно сообщать друг другу.


Заместитель Главы Администрации района, начальник управления Администрации района по экономике И.Н. Агафонова


Приложение № 2 к постановлению Администрации
Шелаболихинского района от 28.09.2015 № 455

ПЛАН 
действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения на территории 
Шелаболихинского района

Общие положения
1. План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения на территории Шелаболихинского района (далее – План) определяет порядок взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления поселений и района при возникновении аварийных ситуаций на системах теплоснабжения на территории Шелаболихинского района.
2. В настоящем Плане под аварией понимаются технологические нарушения на объекте теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов теплоснабжения и ( или) теплопотребляющих установок, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии (мощности).
3. Настоящий План обязателен для исполнения всеми теплоснабжающими организациями, потребителями тепловой энергии, прочими организациями, расположенными на территории Шелаболихинского района.
4. К перечню возможных последствий аварийных ситуаций на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся:
кратковременное нарушение теплоснабжения населения, объектов социальной сферы;
полное ограничение режима потребления тепловой энергии для населения, объектов социальной сферы;
причинение вреда третьим лицам;
разрушение объектов теплоснабжения (котлов, тепловых сетей, котельных).
5. Обязанности теплоснабжающих организаций:
иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские службы (далее – ОДС) или заключить договоры с соответствующими организациями;
иметь утвержденные инструкции с разработанным оперативным планом действий при технологических нарушениях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке энергоресурсов или топлива;
при получении информации о технологических нарушениях на инженерно-технических сетях или нарушениях установленных режимов энергосбережения обеспечивать выезд на место своих представителей;
производить работы по ликвидации аварии на обслуживаемых инженерных сетях в минимально установленные сроки с восстановлением заданных режимов теплоснабжения;
принимать меры по охране опасных зон (место аварии необходимо оградить, обозначить знаком и обеспечить постоянное наблюдение в целях предупреждения случайного попадания пешеходов и транспортных средств в опасную зону);
для освобождения аварийных зон от автотранспорта информировать отделение полиции по Шелаболихинскому району МО МВД России по Алтайскому краю «Павловский»;
доводить до оперативного дежурного ЕДДС Администрации района (далее – оперативный дежурный ЕДДС) информацию о прекращении или ограничении подачи теплоносителя, длительности отключения с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения.
6. Обязанности потребителей тепловой энергии, организаций обслуживающих жилой фонд и объекты социальной сферы:
принятие мер (в границах эксплуатационной ответственности) по ликвидации аварий и нарушений на инженерных сетях, утечек на инженерных сетях, находящихся на их балансе и во внутридомовых системах;
информирование обо всех происшествиях, связанных с повреждениями тепловых сетей оперативного дежурного ЕДДС, аварийно-диспетчерские службы теплоснабжающих организаций.
Во всех подъездах многоквартирных домов лицами, ответственными за их содержание, должны быть оформлены таблички с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения об авариях и нарушениях работы систем отопления.
При аварийных ситуациях в помещениях собственников многоквартирных домов, связанных с угрозой размораживания системы отопления, организации, обслуживающие жилищный фонд, организуют своевременный слив теплоносителя из системы отопления.
7. При поступлении в ЕДДС сообщения о возникновении аварии на тепловых сетях, об отключении или ограничении теплоснабжения потребителей оперативный дежурный ЕДДС передает информацию диспетчеру соответствующей теплоснабжающей организации.
8. При поступлении в ОДС теплоснабжающих организаций сообщения о возникновении аварии на инженерных сетях, об отключении или ограничении теплоснабжения потребителей диспетчерская служба теплоснабжающей организации обязана в минимально короткий срок:
направить к месту аварии аварийную бригаду;
сообщить о возникшей ситуации по имеющимся у неё каналам связи руководству предприятия и оперативному дежурному ЕДДС;
принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, осветить место аварии).
9. На основании сообщения с места обнаруженной аварии ответственное должностное лицо теплоснабжающей организации принимает следующие меры:
определяет потребителей, теплоснабжение которых будет ограничено (или полностью отключено) и период ограничения (отключения);
определяет силы и средства, необходимые для устранения обнаруженной аварии;
определяет необходимые переключения в сетях теплоснабжения;
определяет изменение режима теплоснабжения в зоне обнаруженной аварии;
определяет последовательность отключения от теплоносителя, когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены.
10. Руководителями работ по локализации и устранению аварии являются:
до прибытия на место руководителя организации – диспетчер ОДС теплоснабжающей организации, на сетях которой произошла авария;
после прибытия – руководитель теплоснабжающей организации или лицо, им назначенное из числа руководящего состава.
О принятом решении и предположительном времени восстановления теплоснабжения потребителей тепловой энергии руководитель работ по локализации и устранению аварии немедленно информирует соответствующие ОДС организаций, обслуживающих жилищный фонд и объекты социальной сферы, расположенные на территории района, других организаций, попавших в зону аварии, оперативного дежурного ЕДДС.
Если в результате обнаруженной аварии подлежат ограничению или отключению в подаче тепловой энергии медицинские, дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, диспетчер ОДС теплоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом в соответствующие организации и учреждения по всем доступным каналам связи.
11. Лицо, ответственное за ликвидацию аварии, обязано:
 уведомить дежурного ЕДДС об ответственном лице за ликвидацию аварии;
вызвать через диспетчерские службы представителей организаций (индивидуальных предпринимателей), имеющих подземные коммуникации в месте аварии, и согласовать с ними проведение земляных работ для ликвидации аварии;
обеспечить выполнение работ на подземных коммуникациях в минимально необходимые короткие сроки и обеспечить безопасные условия производства работ;
информировать о завершении аварийно-восстановительных работах (этапа работ) оперативного дежурного ЕДДС, ОДС организаций, обслуживающих жилищный фонд, социальные учреждения, расположенные на территории соответствующего поселения района.
12. Собственники и иные законные владельцы инженерных сетей и коммуникаций, находящихся в зоне ликвидации аварии, обеспечивают незамедлительно по получении телефонограммы выезд своих представителей для согласования земляных работ.
13. Решение о введении режима ограничения или отключения подачи теплоносителя потребителям при аварии принимается руководителем соответствующей теплоснабжающей организации по согласованию с Главой Администрации Шелаболихинского района.
В случае возникновения крупных аварий, вызывающих возможные перерывы теплоснабжения на территории района на срок более одних суток, решением Главы Администрации района создается штаб по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы котельных, жилищного фонда и объектов социальной сферы на территории соответствующего поселения района.
14. Все получаемые в процессе функционирования диспетчерских служб сообщения фиксируются дежурными организаций в соответствующих журналах с отметкой времени получения информации и фамилии лиц, передавших (получивших) сообщения.
Общую координацию действий ОДС теплоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих обслуживание жилищного фонда и социальных учреждений, расположенных на территории соответствующего поселения района, осуществляет оперативный дежурный ЕДДС. Обо всех аварийных ситуациях на котельных и сетях оперативный дежурный ЕДДС извещает Главу Администрации района.
15. При возникновении технологического нарушения с признаками аварии, инцидента старший по должности из числа обслуживающего оперативного персонала котельной обязан:
- составить общую картину характера, места, размеров технологического нарушения;
- отключить и убедиться в отключении поврежденного оборудования, трубопровода и принять меры к отключению оборудования, работающего в опасной зоне;
- организовать предотвращение развития технологического нарушения;
- принять меры к обеспечению безопасности персонала, находящегося в опасной зоне;
- немедленно организовать первую помощь пострадавшим и при необходимости их доставку в медицинские учреждения;
- сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к продолжению аварии, а в случае невозможности ее сохранения, зафиксировать сложившуюся обстановка (сделать фотографии);
- сообщить о произошедшем нарушении руководству предприятия, в дежурную диспетчерскую службу предприятия и ЕДДС.
Самостоятельные действия обслуживающего персонала не должны противоречить требованиям «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», «Правил охраны труда», «Правил пожарной безопасности», а так же производственных и должностных инструкций, с обеспечением:
- сохранности жизни людей;
- сохранности оборудования;
- своевременного восстановления нормального режима работы системы теплоснабжения.
16. Приемка и сдача смены во время ликвидации аварии (инцидента) запрещается. Пришедший на смену обслуживающий оперативный персонал во время ликвидации аварии (инцидента) может быть использован по усмотрению лица, осуществляющего руководство ликвидацией аварийной ситуации. При затянувшейся ликвидации технологического нарушения в зависимости от его характера, допускается сдача смены с разрешения руководящего административно-технического персонала ресурсоснабжающей организации. Обслуживающий оперативный персонал несет полную ответственность за ликвидацию аварийного положения.
Основными задачами обслуживающего оперативного персонала при ликвидации аварии являются:
- выявление причин и масштаба аварии, инцидента;
- устранение причин аварии, инцидента;
- исключение воздействия травмирующих факторов на персонал;
- отключение поврежденного оборудования или участка тепловых сетей;
- восстановление в кратчайший срок теплоснабжения потребителей и нормальной работы оборудования;
- уточнение состояния оборудования и возможности ввода его в работу своими силами, организация (при необходимости) вызова персонала для ликвидации последствий аварии, инцидента;
- сообщение о происшедшем оперативным или административно-техническим лицам организации, других предприятий, которых затрагивают последствия аварии или инцидента, руководству цеха или предприятия. 
17. Каждая авария или инцидент должны быть тщательно расследованы, установлены причины и виновные, намечены конкретные организационные и технические мероприятия по предупреждению подобных случаев, для чего:
- проверяются записи в оперативной документации, которые должны быть выполнены в полном объеме и хронологическом порядке с применением единой терминологии;
- производится изъятие записей оперативных переговоров, диаграмм с приборов, имеющих отношение к технологическому нарушению;
- берутся письменные объяснения с оперативного персонала.
Расследование аварий и инцидентов должно быть начато немедленно после их происшествия и окончено в сроки, установленные приказом или распоряжением о назначении комиссии по расследованию аварии (инцидента), но не позднее 10 рабочих дней при аварии.
18. При полном исчезновении напряжения останавливается все работающее оборудование котельной. Оперативный персонал, обслуживающий оборудование, при отключении электроэнергии обязан:
ключи управления вращающимися механизмами (насосы, задвижки, вентиляторы и т.д.) перевести на щитах управления в положение «отключено»;
согласно производственным инструкциям по эксплуатации выполнить необходимые операции по отключению оборудования, находящегося в работе;
прекратить все ремонтные, наладочные и другие технологические работы на оборудовании;
с помощью средств связи связаться с круглосуточной дежурной службой электроснабжающей организации для получения информации о времени отсутствия напряжения и дальнейших действиях;
сообщить оперативному дежурному ЕДДС о внештатной ситуации;
сообщить руководству эксплуатирующей организации о возникшей ситуации.

Заместитель Главы Администрации района, начальник управления Администрации района по экономике И.Н. Агафонова



Возврат к списку